Классификация моторных масел по вязкости

Категория: Технологии и материалы

Классификация моторных масел по вязкости

Вязкость – важнейшая характеристика моторного масла. Ниже мы расскажем, как классифицируются моторные масла в соответствии с ГОСТ и международными стандартами.

Российский ГОСТ 17479.1 разделяет масла в зависимости от величины кинематической вязкости при различных температурах на следующие вязкостные классы: летние масла

  • 8*, 10, 12, 14, 16, 20, 24 зимние масла

  • Зз, 4з, 5з, 6з, 6, 8* всесезонные масла

  • обозначаются дробным индексом (например, 5з/12, 6з/14 и т.д.)

Для всех сортов нормируются пределы кинематической вязкости при 100°С, а для зимних и всесезонных сортов дополнительно нормируется величина кинематической вязкости при –18°С** (табл. 1).

Класс вязкости по ГОСТ 17479.1Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре + 100°СВязкость кинематическая, мм2/с, при температуре + 100°СВязкость кинематическая, мм2/с, при температуре – 18°С
не менеене болеене более
Зз3,81250
4,12600
5,66000
5,610 400
65,67,0
87,09,3
109,311,5
1211,512,5
1412,514,5
1614,516,3
2016,321,9
2421,926,1
Зз/87,09,51250
4з/65,67,02600
4з/87,09,32600
4з/109,311,52600
5з/109,311,56000
5з/1211,512,56000
5з/1412,514,56000
6з/109,311,510 400
6з/1211,512,510 400
6з/1412,514,510 400
6з/1614,516,310 400

Для всесезонных масел цифра в числителе характеризует зимний класс, а в знаменателе – летний; буква «з» указывает на то, что масло – загущенное, т.е. содержит загущающую (вязкостную) присадку. Так, всесезонное масло класса вязкости 5з/12 по кинематической вязкости при 100°С соответствует летнему маслу класса 12, а при –18°С – зимнему маслу класса 5з.

Масло класса 8 нередко используют как в летний, так и в зимний период эксплуатации.

По ГОСТ 51634-2000 допускается взамен кинематической вязкости при минус 18 нормировать кажущуюся (динамическую) вязкость при отрицательных температурах.

Международная классификация моторных масел по вязкости SAE J-300 DEC 99

В большинстве развитых стран мира общепринятой служит классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE (Американским обществом автомобильных инженеров) в стандарте SAE J-300 DEC 99 и введенная в действие с августа 2001 г. (табл.2).

Данная классификация содержит 11 классов: 6 зимних

  • 0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w (w-winter, зима) 5 летних

  • 20, 30, 40, 50, 60.

Всесезонные масла имеют двойное обозначение через дефис, причем первым указывается зимний (с индексом w) класс, а вторым - летний, например SAE 5w-40, SAE 10w-30 и т.д. Зимние масла характеризуют два максимальных значения динамической (в отличие от кинематической для ГОСТа) вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С. Летние масла характеризуют пределы кинематической вязкости при 100°С, а также минимальное значение динамической высокотемпературной (при 150°С) вязкости при градиенте скорости сдвига 10E6с-1.

В обеих вязкостных классификациях (ГОСТ, SAE), чем меньше число в числителе с индексом «з» (ГОСТ) или перед буквой «w» (SAE), тем меньше вязкость масла при низкой температуре и соответственно легче холодный пуск двигателя. Чем больше число, стоящее в знаменателе (ГОСТ) или после дефиса (SAE), тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя в летнюю жару.

В таблице 3 приведено примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 классам вязкости по SAE J-300.

Класс вязкостиНизкотемпературная (динамическая) вязкостьНизкотемпературная (динамическая) вязкостьВысокотемпературная вязкостьВысокотемпературная вязкостьВысокотемпературная вязкость
проворачиваниепрокачиваемостькинематическая при 100°Скинематическая при 100°Сдинамическая при 150°С и скорости сдвига 10E6 с-1

по методу ASTM D 5293 (вискозиметр CCS, имитация холодного пуска), мПа•cпо методу ASTM D 4684 (вискозиметр MRV) кинематическая при 100°С, мПа•c(по методу ASTM D 445), мм2/с(по методу ASTM D 445), мм2/спо методу ASTM D 4683 или СЕС L-36-A-90, на коническом имитаторе подшипника, мПа•с
максимальная вязкость, при температуремаксимальная вязкость, при температуреminmaxmin
0w6200 при -35°С60 000 при -40°С3,8--
5w6600 при -30°С60 000 при -35°С3,8--
10w7000 при -25°С60 000 при -30°С4,1--
15w7000 при -20°С60 000 при -25°С5,6--
20w9500 при -15°С60 000 при -20°С5,6--
25w13 000 при -10°С60 000 при -15°С9,3--
20--5,69,32,6
30--9,312,52,9
40--12,516,32,9*
40--12,516,33,7**
50--16,321,93,7
60--21,926,13,7

* Для классов SAE 0w-40, 5w-40, 10w-40.

** Для классов SAE 40, 15w-40, 20w-40, 25w-40.

Примерное соотношение классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 классам вязкости по SAE J-300

Класс вязкости по ГОСТ 17479.1-85Класс вязкости по SAE J-300Класс вязкости по ГОСТ 17479.1-85Класс вязкости no SAE J-300
Зз5w2460
10wЗз/85w-20
15w4з/610w-20
20w4з/8
6204з/1010w-30
85з/1015w-30
10305з/12
125з/1415w-40
14406з/1220w-30
166з/1420w-40
20506з/16

Анатолий
28.10.2008

www.promoil.com.ua

В украине доступно новое моторное масло Liqui Moly
01.04.2012

Подробнее о вязкости масел
21.11.2010

Выбор масла для мотоцикла
30.08.2010

Классификация моторных масел АСЕА и API
31.03.2010

ARNICA 32 (Гидравлическое масло)

ARNICA 46 (Гидравлическое масло)

ARNICA 68 (Гидравлическое масло)

ARNICA 100 (Гидравлическое масло)

ACER 15 (Гидравлическое масло)

ACER 22 (Гидравлическое масло)